2.09.2015

Художница, филантропка и просто красивая женщина

Мария Пжездецкая. Портрет работы Франца Винтерхальтера
Мария Пжездецкая (Тызенгауз) – художница, филантропка, и просто красивая женщина, родилась в Поставах 13. XI.1823 г. Она была дочерью полковника наполеоновской армии, орнитолога Константина Тызенгауза и Валерии Ванькович.

В детстве Мария получила хорошее домашнее образование. Рисованию, орнитологии и музыке её учил сам отец, член ряда научных обществ разных стран. Уже в юные годы она начала рисовать портреты своих двоюродных сестёр. О художественных способностях девочки положительно отзывался друг семьи Игнатий Ходько.

В 1841 году Мария обручилась с графом Александром Пжездецким, начинающим литератором. Однако её отец не решался дать окончательное согласие на этот брак, так как жених приходился дальним родственником. Был послан запрос Папе Римскому. В течение полутора лет Александр имел возможность лишь изредка погостить в Поставах. Он часто писал Марии письма, которые всегда первым вскрывал и читал её отец, заботившийся о нравственности дочери.

Наконец, осенью 1842 года из Рима пришёл положительный ответ. Свадьба состоялась 24. XI. 1842 г. в Варшаве в особняке бабушки невесты, Марианны Тызенгауз, на ул. Крулевской. Молодая графиня очень быстро освоилась в светской, салонной жизни большого города. В обществе других дам она всегда выделялась своей красотой, а также элегантностью и изысканностью нарядов, которые сама же и проектировала.

Со второй половины 1845 и до середины 1849 года молодая пара путешествовала по Италии. В Риме и Неаполе Мария брала уроки живописи у известных мастеров, заводила знакомства с артистами, поэтами и художниками.

В её альбоме оставили свои рисунки Эжен Делакруа, Орас Верне, Пётр Михаловский, Марцин Залесский. Особенно она ценила талант Киприана Норвида, польского поэта, философа, драматурга, прозаика и живописца, и сама пользовалась его уважением. Норвид подарил ей около десяти своих рисунков и написал несколько писем. К сожалению, альбом М.Пшездецкой и переписка с Норвидом погибли в огне 2-й мировой войны.

Возвратившись из Италии в Варшаву, Мария открыла в своём доме на ул. Рымарской картинную галерею и начала собирать работы известных художников. Там же были выставлены и её собственные рисунки и картины. Талантливые мастера того времени по её заказу создавали полотна для галереи. Нужно заметить, что Мария была требовательной заказчицей. Например, она несколько раз поправляла Франца Винтерхальтера, когда сама ему позировала. Также, по её требованию были внесены изменения в портрет кузины Эльжбеты, кисти Леопольда Хоровитца.

С 1852 по 1863г. М. Пжездецкая жила в Париже. Прежде всего это связано с учёбой сыновей – Константина и Густава. Тогда же, по политическим мотивам она отказалась от Российского подданства и, приняв предложение Наполеона III, получила французский паспорт.

Главные работы художницы Марии Пжездецкой хранятся в Ватикане. Одна из них, это альбом с видами монастырей и костёлов в Инфлянтах (Латвия) и на Жмуди (Литва), подаренный Папе Леону XIII в 1888 году. В этом альбоме были также и рисунки многих других художников, которые работали по заказу графини.

Популярностью у любителей классической музыки пользовались музыкальные вечера, проходившие в её особняке на Рымарской, в которых участвовал инспектор оркестра Большого Театра Юзэф Гоцбельт.

Став в 1871 году вдовой, Мария почти 19 лет посвятила благотворительности. Унаследовав от мужа несколько издательств, значительную часть получаемой прибыли она тратила на богоугодные дела. В 1880 году, после смерти своего брата Рейнольда, получила в наследство долю его имения, став очень богатой женщиной.

Пжездецкая финансировала окончание работ в костёле в Рокишках, начатых братом Рейнольдом. Для этого храма она заказала в Брюсселе деревянный алтарь стоимостью 30 000 франков. Начала строительство костёла в Поличной. В 1881 году по её просьбе Густав Пжездецкий подарил монахиням из ордена Матери Божией Милосердной фольварк Дэрды около Надажина, а через 15 лет ещё и имение Валендув.

Графиня жертвовала деньги как минимум на три Варшавских костёла: Св. Александра, Всех Святых и Петра и Павла на Кошыках. Около последнего на её средства была воздвигнута каплица, которая должна была стать фамильной усыпальницей Пжездецких. Жертвовала средства также монашескому ордену Воскресения Господня в Риме. В Вильно она построила госпиталь-приют для слепых и ежегодно выделяла на его содержание 12 000 рублей. Современный французский исследователь Odile Bour считает, что графиня Пжездецкая была самой знаменитой женщиной меценатом за всю историю Польши.

После смерти мужа Мария вела очень скромный образ жизни. В течение нескольких лет она не покидала своего дома, принимая, однако, многочисленных визитёров и просителей. Хорошо знавший Пшездецкую Людвик Дэньбицкий писал: «Она имела сильную, почти что мужскую волю, решительный характер, большой интеллект, азарт во время дискуссии и сильное женское обаяние».

Мария очень любила Поставы. Она несколько раз наведывалась в местечко, в котором прошли её детство и юность. Ходатайствовала перед царскими властями о разрешении на строительство в Поставах большого каменного костёла, но после восстания 1863 года усилились гонения на католиков и власти ей отказали. Правда, позже Марии всё же удалось добиться разрешения на строительство костёла, но при условии, что она даст деньги также и на возведение в Поставах каменной православной церкви.

Графиня владела в Поставах кое-каким бизнесом, в частности ей принадлежал пивоваренный завод (сдавала в аренду) и доля в Поставском кирпичном заводе.

5 мая 1890 года после короткой болезни Мария Пжездецкая скончалась. Её похоронили в часовне при костёле Св. Петра и Павла в Варшаве. После 2-й мировой войны на месте разрушенного костёла начали строить новый храм. Гробы с останками рода Пжездецких, в т.ч. и Марии, были перенесены на кладбище в Брудне.

Источники:
  •  Niedziela PL. „O trzech damach polskich patriotkach i artystkach z XIX wieku”.
  • Odile Bour. 2006. стр. 73-74.
  • Andrzej Biernacki „Maria Przezdziecka”.
  • Maria Przezdziecka – wikipedia.
  • Niezależna Strona Miasta Kozienice. Policzna.
  • Хенрихс Сомс. Альбом Terra Mariana – подарок Папе Римскому Льву XIII.

Полковник Константин Тызенгауз, отец Марии. На его груди видна высшая награда Франции – Орден Почётного Легиона
Дворец Тызенгаузов в Поставах. Гравюра второй половины XIX века

1 комментарий:

  1. Спасибо автору за интересную статью. Как жаль, что мы знаем так мало о замечательных людях нашей страны. Мария Пшездецкая достойна памяти и уважения потомков.
    Ведь это наша история!

    ОтветитьУдалить