12.07.2016

Поставская “Школа Подвыдзялова”

Поставская Школа Подвыдзялова (от польского слова wydział – отдел, отделение, факультет), 3-х классное учебное заведение, находившееся в ведении Главной Литовской Школы (Szkoła Główna Litewska), позже ставшей Виленским университетом. Непосредственно подчинялась литовскому Департаменту Народных Школ и была открыта в 1775 (по другим данным в 1780) году, по распоряжению Комиссии Народного Образования Речи Посполитой.

Предыстория этого события такова: 15 октября 1773 года Сейм объявил о создании Комиссии Народного Образования (Komisja Edukacji Narodowej, или сокращённо KEN), в состав которой вошли 4 сенатора и 4 депутата Сейма. Фактически это было первое в мире министерство просвещения. Председателем комиссии стал Игнацы Якуб Масальский. Возникновение KEN в значительной мере было связано с прекращением деятельности ордена иезуитов, который до этого сконцентрировал в своих руках практически всё школьное образование в Речи Посполитой.

KEN была независимой государственной институцией, подчинявшейся только королю. В свою очередь Комиссии подчинялись две школьные провинции: коронная и литовская, во главе которых находились реформированные университеты в Кракове и в Вильне. Как у главных школ, обязанностью университетов была организация и курирование процесса образования в так называемых «выздяловых» и «подвыдзяловых» школах (средние школы высшего и низшего типа). Последние, в свою очередь, брали под свою опеку так называемые «элементарные» или приходские школы, а также частные школы для девочек. В подчинении у KEN находились все учебные заведения государства, за исключением Рыцарской Школы, готовившей офицерские кадры. Таким образом, во второй половине XVIII века в Речи Посполитой была создана единая, иерархически построенная система образования, одна из самых передовых в Европе.

Под руководством KEN были открыты 74 средние школы, разделённые на 10 школ выдзяловых (средних школ высшего типа) и подчинённые им школы подвыдзяловые (средние школы низшего типа), одной из которых и была школа в Поставах. Комиссия разработала единые учебные программы, упор в которых делался на изучение точных наук, польского и иностранных языков, истории, географии. При этом было ограничено изучение латыни и полностью исключён такой предмет как теология. Вместо теологии была введена «Наука морали», что то вроде светской этики.

KEN также открыла в стране широкую сеть так называемых «школ элементарных», приходских школ** для низших сословий. С самого начала своей деятельности Комиссия стояла за всеобщую, охватывающую все слои населения, систему образования, и считала что главной её задачей является «воспитание добрых и просвещённых граждан».

Для подготовки преподавательских кадров впервые в истории Речи Посполитой появились учительские семинарии. По инициативе KEN было основано «Towarzystwo dla Ksiąg Elementarnych», которое занялось подготовкой и изданием школьных учебников. Во главе этой организации стоял Игнацы Потоцкий, а его секретарём был Гжегож Пирамович, автор учебника "Nauka obyczajowa" (Бытовая наука) и книги "Powinności nauczyciela". Всего Товарищество издало 29 учебников по различным предметам, среди которых были букварь и грамматика польского языка, вступление в физику (см. фото внизу) и др.

Поставская 3-х классная, так называемая «средняя школа низшего типа» на 100 учеников, с польским языком обучения, подчинялась Литовскому Департаменту народных школ, в структуру которого входили четыре отдела: Литовский, Руский (с одной буквой с), Жмудский и Полесский.

К Литовскому отделу относились школы в:
  • Гродно – школа выдзялова, 6-ти классная,
  • Вильне – школа подвыдзялова, 6-ти классная,
  • Волковыске – школа подвыдзялова, 3-х классная,
  • Вишневе – школа подвыдзялова, 3-х классная,
  • Поставах – школа подвыдзялова, 3-х классная,
  • Лиде – школа пиарская*, 3-х классная,
  • Меречи – школа доминиканская, 4-х классная,
  • Щучине – школа пиарская, 3-х классная.
К Рускому (читай – белорусскому. Авт.) отделу относились школы в:
  • Новогрудке – школа выдзялова, 6-ти классная,
  • Минске – школа подвыдзялова, 6-ти классная,
  • Холопеничах – школа подвыдзялова, 3-х классная,
  • Несвиже – школа подвыдзялова, 3-х классная,
  • Слуцке – школа подвыдзялова, 3-х классная,
  • Бобруйске – школа подвыдзялова, 3-х классная,
  • Мозыре – школа подвыдзялова, 3-х классная,
  • Березвечи – школа базилианская, 6-ти классная,
  • Лужках – школа пиарская*, 3-х классная.
Руский (белорусский) отдел возглавлял Иоахим Хрептович, поэт второй половины XVIII века. В его родном имении Щорсы, в приходской школе, обучение крестьянских детей велось на «славяноруском» языке, а в остальных школах на польском.

К Полесскому отделу относились школы в:
  • Бресте – школа выдзялова, 6-ти классная,
  • Пинске – школа подвыдзялова, 3-х классная,
  • Бялой – школа подвыдзялова, 3-х классная,
  • Дабровице – школа пиарская, 3-х классная,
  • Любешове – школа пиарская, 3-х классная,
  • Журавицах – школа базилианская, 3-х классная.
 К Жмудскому отделу относились школы в:
  • Крозах – школа выдзялова, 6-ти классная,
  • Каунасе – школа подвыдзялова, 3-х классная,
  • Кретинге – школа подвыдзялова, 3-х классная,
  • Паневежисе – школа пиарская, 6-ти классная,
  • Расейняе – школа пиарская, 3-х классная,
  • Вежболове – школа доминиканская, 3-х классная,
  • Вилкомире – школа пиарская, подвыдзялова, 3-х классная. 

Известно, что в 1790-1791г. "экс-профессором" Поставской школы был Людвик Ивановский (Ludwik Iwanowski). В протоколе допроса участника восстания 1794 года подполковника Т.Городенского, упоминается также учитель из Постав по фамилии Кропивницкий, который в 1794 году добровольно вступил в повстанческий отряд.

В Поставской школе учились дети шляхты. Для крестьянских и мещанских детей существовали так называемые «элементарные», то есть приходские школы, курировавшиеся в основном монахами того или иного католического ордена. Упоминание о Поставской школе можно найти в Каталоге учеников Народных Школ ВКЛ за 1789 год (см. фото внизу), в котором перечислялись дети, удостоенные за хорошую учёбу золотых и серебряных медалей. Среди награждённых королём Станиславом Августом Понятовским были и два ученика Поставской школы – это Юзэф Кропивницкий (Józef Kropiwnicki), ученик третьего класса (сын вышеупомянутого учителя?), и Юстын Лесьневский (Justyn Leśniewski), ученик второго класса.

О Поставской школе конца ХVІІІ столетия (после российской оккупации) в исторических источниках говорится: "Въ Поставахъ [...] каменное народное училище, въ коемъ обучаются россійскому, латинскому и польскому языкамъ и прочимъ разнымъ наукамъ благороднаго дворянства юношество; профессоры состоятъ на иждивеніи приказа общественнаго призрънія, а юношество — на собственномъ…". Упоминает в своём дневнике Поставскую школу и участник войны 1812 года, русский офицер Павел Пущин.

После разделов Речи Посполитой, царские власти стали последовательно проводить на землях бывшего Великого Княжества Литовского (ВКЛ) русификаторскую политику, жертвами которой неизбежно должны были стать школы. Российские губернские власти в Минске, а Поставы тогда находились в границах Минской губернии, в 1816 году постановили Поставскую школу закрыть.

Однако заступничество Константина Тызенгауза, а также просьбы местной шляхты привели к тому, что ликвидация школы была всё же отложена на 7 лет, до 1823 года, когда её окончательно закрыли. Первое учебное заведение, просуществовавшее в Поставах несколько десятилетий, в котором успели сложиться свои традиции и которое дало образование сотням наших земляков, прекратило своё существование.

После этого долгие годы школы в Поставах не было никакой. Местная шляхта была вынуждена отправлять своих детей на учёбу в Вильну или давать им так называемое домашнее образование. Всеобщая перепись населения Российской империи, проведённая в конце XIX века, показала удручающие цифры: всего лишь 21% людей были грамотными. Только после этого царские власти стали активнее открывать школы. Тогда же, в конце XIX века, в Поставах появилось 2-х классное сельское училище, что-то вроде начальной школы с русским языком обучения. Впрочем, это уже совсем другая история.

*Справка: Пиары – монахи католического ордена, основанного в 1607 году, занимавшиеся просветительской деятельностью. Название Пиары происходит от латинского слова "pius", что означает "набожный". Лозунгом ордена являлась фраза "Pietas et Litterae", т.е. "Набожность и Наука".

**Любопытная деталь: первое письменное упоминание о "школьном законе" на польских землях относится аж к 1257 году. Из письма архиепископа Лэнчицкого Пелки (польск. Pełka) от 1257 года следует, что и до этого уже существовала система парафиальных (приходских) школ. Это очень важная деталь, свидетельствующая о том что парафиальные школы имели свою многовековую историю на польских землях.
 


Школьный учебник "Вступление в физику", изданный в 1781 году.

Букварь для парафиальных (приходских) народных школ 1785 г.

2 комментария: