Самолёт Р-5 |
Чтобы закрепиться на захваченной территории, Советское руководство буквально нашпиговало "Западную Белоруссию" многочисленными военными гарнизонами и базами.
Очевидец тех
событий Ян Виленец вспоминал, что зимой 1940 года дороги шумели от
проезжавших по ним советских «механизированных
войсковых колонн и конных обозов…». В Поставах и окрестностях тоже было
размещено несколько военных объектов, в том числе, с лета 1940г., авиашкола
пилотов бомбардировщиков (ВАШП).
Школа размещалась
в прекрасно оборудованных казармах ранее стоявшего там польского 23-го полка
Гродненских уланов. Начальником Поставской авиашколы был назначен полковник ВВС
Вячеслав Арсеньевич Тимофеев. Преподавателями служили лётчики-инструкторы М. С.
Савицкий, В. М. Резаев, А. Д. Перелет, В. В. Елиферов, А. Я.
Якимов, 3. П. Медведев, В. Н.
Дмитриев, Я. Н. Шашлов и другие. Школа «сидела» на 3-х аэродромах. Основной находился в Поставах (в стадии
строительства), а полевые в Михалишках и, предположительно, в Кобыльнике, на бывшем полевом аэродроме польских ВВС.
Бывший курсант школы Юрий Афанасьев вспоминал, что в Михалишках находились 20
самолётов СБ и столько же Р-5. Все аэродромы и обслуживающие их подразделения
входили в состав 32-й и 100-й авиабаз 13-го района авиационного базирования. В
Поставах, по состоянию на конец мая 1941 года значились управление 32-й
авиабазы, 132-я ОРС управления и 137 БАО. Аэродром в Михалишках обслуживал
146-й батальон аэродромного базирования, входивший в состав 100-й авиабазы.
Другой курсант –
Николай Смольский вспоминал, что школа состояла из 2-х отрядов. 1-й отряд был
укомплектован солдатами срочной службы, а 2-й –
выпускниками 10-х классов школ, техникумов и студентами 1 и 2 курсов
ВУЗов Москвы. Курсанты второго отряда с курсантами первого не дружили, смотрели
на них немного свысока, т.к. имели другой образовательный уровень.
Полковник Тимофеев после войны написал книгу "Товарищи лётчики", в которой довольно подробно описал события,
происходившие накануне и в первые дни войны. В субботу, 21 июня 1941 года, он
проверял технику пилотирования в Михалишках (ком. эскадрильи Я. К. Берзинь),
затем посмотрел концерт самодеятельности и отправился на свадьбу к сослуживцу.
Ночью, уже 22 июня, лёг спать, но через несколько часов его разбудил звонок: «Сквозь сон слышу звонок телефона. Беру
трубку и слышу – докладывает
Заболко-Никольский (нач. штаба школы).
По некоторым признакам Округ объявил учебную тревогу. Звонил в Минск, но никто
не отвечает. «Сейчас иду», ответил полковник и стал собираться. В штабе
выяснилось, что дежурный по школе неизвестно от кого принял сигнал тревоги.
Попытка связаться с Минском оказалась неудачной и ситуация по-прежнему
оставалась неясной.
В это время в Поставы вошла колонна армейских грузовиков, которую возглавлял полковник ВВС. Он потребовал выдать ему боеприпасы, которые хранились на гарнизонных складах. Оказалось, что необходимых документов у полковника нет, возникла словесная перепалка, в ходе которой и выяснилось, что началась война. Всё же полковник Тимофеев, исполнявший также и обязанности начальника Поставского гарнизона, распорядился вскрыть склады и выдать полковнику, а это был зам. командира 12-й бомбардировочной дивизии И.В.Крупский, требуемые им боеприпасы. Загрузившись, колонна автомашин двинулась в сторону ж.д. станции Крулевщизна, где находился один из аэродромов 12-й дивизии.
В это время в Поставы вошла колонна армейских грузовиков, которую возглавлял полковник ВВС. Он потребовал выдать ему боеприпасы, которые хранились на гарнизонных складах. Оказалось, что необходимых документов у полковника нет, возникла словесная перепалка, в ходе которой и выяснилось, что началась война. Всё же полковник Тимофеев, исполнявший также и обязанности начальника Поставского гарнизона, распорядился вскрыть склады и выдать полковнику, а это был зам. командира 12-й бомбардировочной дивизии И.В.Крупский, требуемые им боеприпасы. Загрузившись, колонна автомашин двинулась в сторону ж.д. станции Крулевщизна, где находился один из аэродромов 12-й дивизии.
Курсанты Поставской авиашколы |
И "дождался". После
полудня 22.06.1941г. по гражданской связи на имя начальника школы пришла
телеграмма от заместителя командующего ВВС округа А. И. Таюрского. Её
содержание было более чем странным:
«Учебные полёты продолжать. Фашистскую провокацию в расчёт не принимать». Чуть
позже Таюрский сумел дозвониться до Постав и устно подтвердил свой нелепый приказ.
А в это время немецкие самолёты уже бомбили аэродром школы в Михалишках. По
окончании налёта оттуда дозвонился майор Берзинь (ком. эск.) и доложил, что
аэродром атакован двумя эскадрильями немецких бомбардировщиков, есть потери
среди личного состава и мат. части.
Подробнее о том,
что произошло на аэродроме в Михалишках, рассказал бывший курсант школы Иван
Коновалов: «Дело уже к вечеру. Вдруг
летят бомбардировщики Хе-111, я их насчитал 24 штуки. Пошёл разговор, что это
мол наши. Так мы и разговаривали, пока не завыли посыпавшиеся на нас бомбы.
Этот ужасный вой заглушил все остальные звуки. Кто-то рядом крикнул: «Ложись!».
Я бросился под крыло самолёта [...]. Вой, взрывы. Это очень страшно…[...].
Немцы закончили бомбометание, начали разворот, и в это время хвостовые стрелки
стали обстреливать нас из пулемётов. Мне пробило скатку, но самого не зацепило.
Они развернулись и ушли восвояси. Что я увидел? Вся стоянка горит. От 17-ти
самолётов СБ в целости остался только один. От Р-5х ни одного. Повсюду трупы товарищей,
крики, стоны раненных…. Это был шок. В этот день мы похоронили в воронках 48
человек. Тяжело раненных погрузили на машины и отправили в лазарет [...]. На
другой день нас построили и повели пешком в гарнизон в Поставы…».
Начальник школы
Тимофеев писал, что на аэродроме в Михалишках сгорели всего два Р-5х и один СБ,
а так же несколько самолётов было повреждено. Полковник явно слукавил, видимо
хотел приуменьшить свою вину за гибель людей и лучше выглядеть в глазах
читателей.
Сохранились
свидетельства других выживших очевидцев, которые единодушно утверждали, что в
Михалишках были уничтожены практически все самолёты. Так, упоминавшийся уже курсант
Николай Смольский вспоминал, что: «Горело
20-25 самолётов, остальные были уничтожены или повреждены. Позже только один СБ
и один У-2 смогли взлететь. Кругом раздавались крики и стоны. Все курсанты и
техники, оставшиеся невредимыми, стали вытаскивать раненых из-под горящих
самолётов, которые периодически взрывались [...]. Мёртвых мы закопали на краю
аэродрома, а вечером, оставшиеся около 80 человек курсантов, техников и
офицеров, двинулись в путь к своим казармам (в Поставы. Авт.)».
А вот воспоминания одного местного жителя: «Через некоторое время после бомбёжки через Михалишки потянулись грузовики с ранеными лётчиками. С кузовов автомобилей сочилась кровь и тонкими ручейками стекала на дорогу. Они уехали на ближайшую железнодорожную станцию Гудогай. Немцы вечером того же дня выбросили на станцию десант, и судьба раненых и сопровождавших их сослуживцев нам неизвестна».
А вот воспоминания одного местного жителя: «Через некоторое время после бомбёжки через Михалишки потянулись грузовики с ранеными лётчиками. С кузовов автомобилей сочилась кровь и тонкими ручейками стекала на дорогу. Они уехали на ближайшую железнодорожную станцию Гудогай. Немцы вечером того же дня выбросили на станцию десант, и судьба раненых и сопровождавших их сослуживцев нам неизвестна».
Есть ещё одно
свидетельство профессионального лётчика, героя Советского Союза Генриха
Гофмана, тоже курсанта Поставской авиашколы. Правда, оно художественное, но всё же: «В суматохе дел никто не обратил внимания на одинокий СБ,
приземлившийся на лётном поле. Пилот, пришедший на КП, обратился к старшему по
званию: «Товарищ полковник! Я прилетел на ваш аэродром на боевом самолёте «СБ».
– Откуда?,
спросил полковник.
– Из
Поставской школы… нас разбомбили сегодня утром.
– Так, так,
сказал полковник и провёл рукой по лбу.
– Много людей погибло? И не дожидаясь ответа
спросил – сколько самолётов у вас уничтожили?
– Все…. Только один СБ и три Р-5 уцелели.
Узнав о налёте на
аэродром в Михалишках, п-к Тимофеев вылетел туда на У-2, чтобы на месте разобраться
в ситуации. По пути самолёт нач. школы был атакован Ме-109, но немецкий пилот
оказался неопытным, он неудачно сманеврировал и врезался в землю. Разобравшись
с обстановкой в Михалишках и отдав необходимые
указания, Тимофеев вернулся в Поставы, где его ждала шифровка из Москвы:
предписывалось эвакуировать школу в Оршу.
Не удавалось связаться с эскадрильей майора Пещерякова в Кобыльнике (теперь Нарочь), отсутствовала связь. Бывший житель Постав Ефим Чернявский вспоминал: «На рассвете первого дня войны был полностью разбомблен находящийся рядом с Поставами авиагородок Кобыльники, там никто из летчиков взлететь не успел». Тимофеев, вместе с комиссаром школы Бурмаковым, отправился туда на автомобиле. Когда школьный авто подъехал к аэродрому, то из леса был обстрелян неизвестными лицами, по видимому пострадавшими от советской власти местными жителями.
Не удавалось связаться с эскадрильей майора Пещерякова в Кобыльнике (теперь Нарочь), отсутствовала связь. Бывший житель Постав Ефим Чернявский вспоминал: «На рассвете первого дня войны был полностью разбомблен находящийся рядом с Поставами авиагородок Кобыльники, там никто из летчиков взлететь не успел». Тимофеев, вместе с комиссаром школы Бурмаковым, отправился туда на автомобиле. Когда школьный авто подъехал к аэродрому, то из леса был обстрелян неизвестными лицами, по видимому пострадавшими от советской власти местными жителями.
Бывшая
партизанка из бригады Ф. Маркова –
Евдокия Никитина-Федотова вспоминая
о событиях первых дней войны на Поставщине, писала: «В первые дни войны обиженные советской властью люди из-за угла, а
иногда и открыто, уничтожали представителей советской власти, в том числе и
членов их семей. Местные антисоветчики стреляли и в нас, серьёзно ранив в ногу
и моего мужа, председателя сельсовета. Нам чудом удалось укрыться в лесу….».
Видимо, кто то из местных
и обстрелял автомобиль начальника авиашколы.
Отдав
распоряжение о перебазировании с рассветом следующего дня, начальник и комиссар
вернулись в Поставы. 23 июня остатки Поставской авиашколы покинули свой городок
и перебрались в Оршу, потом в Москву, а оттуда в Чкалов, где из остатков
нескольких авиашкол была сформирована 3-я Чкаловская Военная Авиационная Школа
пилотов. Отставшие курсанты и офицеры
школы, согласно сохранившимся воспоминаниям, эвакуировались на восток на поезде
со станции Поставы, а частично пешком. Хотя, эвакуацией это назвать трудно, скорее это было бегство.
Упоминавшийся уже Николай Смольский, вспоминал: «… Днём 24 июня на ж/д ст. Поставы прибыл паровоз и около 15
пустых вагонов и платформ…. Мы удрали буквально из-под носа приближающихся
немцев, преследуемые артиллерийской стрельбой и шумом танковых моторов…. Была
такая каша! Как мы бежали!».
Самолёт СБ (скоростной бомбардировщик) |
Василий Пономарёв, бывший курсант Поставской авиашколы |
Николай Смольский, бывший курсант Поставской авиашколы |
Николай Коротков - бывший курсант Поставской авиашколы. Погиб во время бомбёжки 22 июня 1941 года в Михалишках |
Там, среди погибших курсантов, был и мой родной дядя, Бакулин Николай Николаевич. 1919 г/р. После войны его мать (моя бабушка) ездила в Михалишки, но могилу сына так и не нашла.
ОтветитьУдалитьhttps://vk.com/photo2744055_356517986
УдалитьВроде есть в Михалишках братская могила. Но, видимо, это погибшие при освобождении в 1944
УдалитьМой отец, военный инженер Демьянов Михаил Андреевич, строил запасной военный аэродром в Курополье (в 14-15 км к северу от Постав). Аэродром был разбомблен поздно вечером 21 июня 1941г.
ОтветитьУдалитьНичего себе, аэродром в Курополье?? Сейчас это маленькая деревня. Предположить, что там где-то аэродром и невозможно. Распахали, наверное
Удалитьнаш дедушка, Кулешов Алексей Александрович, пребывал в Поставской школе - либо как инструктор, либо как курсант, есть фотографии февраля и (предположительно) мая 1941г.
ОтветитьУдалить