3.02.2024

Латвийско-польская граница 1919-1939

Польско-латвийская граница. Фрагмент довоенной карты.

До 1939 года Латвия и Польша имели общую границу, протяжённость которой составляла 104 км. Шестнадцать километров проходили по Даугаве (Зап. Двине), сорок километров по суше, а остальные по озёрам и ручьям. Это была новая граница новых государств, возникших по итогам Первой мировой войны и распада Российской империи. Поэтому сначала, при её определении, между странами возникали некоторые споры и противоречия, которые, впрочем, позже были мирно разрешены в результате переговоров и консультаций. Новая граница была установлена и она функционировала.

Латвия рассматривала Польшу как стратегического партнёра и одного из основных гарантов своей независимости. Дружеские отношения сложились между двумя странами во время совместной борьбы за независимость, когда польские и латышские войска в результате успешно проведённой операции «Зима» в январе 1920 года освободили город Даугавпилс и часть Латгалии (регион Латвии) от большевиков. Это позволило Латвийскому государству сохранить свою независимость.

Сначала Латвия охраняла свои границы силами находившейся в армейском подчинении дивизии Пограничной Охраны. Весной 1922 года эта дивизия была расформирована а охрана рубежей возложена на МВД, в структуре которого была создана Пограничная Полиция. В 1928 году Пограничную Полицию реформировали, но она по прежнему оставалась в структуре МВД. В межвоенные годы власти Латвии уделяли наибольшее внимание охране беспокойной границы с Советским Союзом (СССР). На польской, как и на литовской и эстонской границе, служащих пограничной полиции находилось значительно меньше. В 1935 году в Латвии была создана Бригада Охраны Границы, состоявшая из нескольких батальонов. В мирное время она по прежнему подчинялась МВД. Участок границы с Польшей, как один из самых спокойных, охраняла всего одна рота численностью 60 человек.

Между двумя странами активно развивалось экономическое, культурное и военное сотрудничество. В 1929 году в Риге было подписано латвийско-польское соглашение о торговле и мореплавании, в котором также имелась конфиденциальная часть. В ней речь шла о выплате латвийской стороной денежной компенсации бывшим владельцам земли в Латгалии, которые приняли польское гражданство. До 1937 года Латвия полностью выплатила оговоренную сумму.

В связи с высокой безработицей, перенаселением польской деревни и малоземельем значительной части крестьян, многие граждане Польши, особенно из восточных воеводств, отправлялись на заработки за границу. Самой популярной страной для этого в те годы была Латвия. Только за 10 месяцев 1936 года в Латвию на работу уехали 19,620 человек. Из них жители Поставского повета составляли 1200 человек. Латвия в те годы являлась крупным производителем и экспортёром с/х продукции на европейский рынок. В Европе только Дания опережала Латвию по уровню развития сельского хозяйства. А уровень жизни в этой прибалтийской стране был самым высоким среди стран Балтии и не только. Например, в довоенной Латвии люди жили более зажиточно чем в Польше или даже Финляндии. 

Несмотря на то, что делимитация польско-латвийской границы была завершена только в 1937 году, она всегда была открытой. Для её легального пересечения выдавались сезонные пропуска, в том числе и иностранным сельхозработникам. Ещё в начале 1920-х годов, до начала переговоров по делимитации, власти обоих государств разрешили населению пересекать разграничительную линию в связи с различными мероприятиями, например такими как религиозные праздники или посещение родственников. 12 февраля 1929 года в Риге между Латвией и Польшей был подписан договор о железнодорожном сообщении. Между двумя государствами стали курсировать пассажирские поезда. С польской стороны пограничной станций был Турмонт (теперь Turmantas lit.) а с латвийской станция Земгале (Zemgale lat.). Осуществляли полёты в Ригу также и самолёты польской авиакомпании LOT.

Главной проблемой на латвийско-польской границе в межвоенные годы были контрабандисты. С самого начала своего существования пограничные службы обеих стран вели с ними непримиримую борьбу. Из Латвии в Польшу несли и везли в основном соль, спички, химтовары, а в обратном направлении водку, одежду, верёвочные изделия, яблоки... В 1936 году польскими служащими Корпуса Охраны Пограничья было конфисковано 8000 килограммов кухонной соли, 6194 кремней для зажигалок, тысячи коробков спичек, 80 килограммов сахара, 74 клограмма химтоваров и другие вещи, которые пытались ввезти в страну из Латвии. Но это было лишь вершиной "айсберга". 

Так, в 1923 году во время рейда комиссия из Риги обнаружила в приграничных латвийских хуторах много товаров польского производства. Было установлено, что местные крестьяне русского и польского происхождения, а также евреи, по ночам перевозили через границу целые телеги товаров, которые доставляли в Даугавпилс. Оттуда контрабандные товары расходились по всей Латвии. Крестьяне из приграничных районов обеих стран таким способом зарабатывали себе на жизнь.

Для задержания контрабандистов пограничникам обеих стран неоднократно приходилось применять огнестрельное оружие. Так, в марте 1932 года от полученных ран в больнице скончался мужчина, который не выполнил требования польского наряда остановиться и попытался убежать. Латыши, в похожей ситуации, в сентябре 1933 года тяжело ранили гражданина Латвии, пытавшегося нелегаьно пересечь границу с 50 кг. контрабандного товара. В апреле 1931 года в районе пограничной станции Турмонт произошла перестрелка между бандой контрабандистов, вооружённых карабинами и револьверами, с польскими и латышскими пограничниками. Главарь банды был застрелен, двое его людей тяжело ранены а четверо захвачены живыми. Был конфискован товар стоимостью в несколько десятков тысяч злотых. Латвийская пресса тогда писала, что сотрудничество пограничных служб Латвии и Польши особенно плодотворно развивается в борьбе с контрабандой.

Иногда стороны выдавали друг другу задержанных преступников. Так в апреле 1927 года польская жандармерия передала латвийской стороне лесничего Тызенгольда, который после хищений леса и мошенничества сбежал в Польшу и с 1925 года проживал в приграничном местечке Друя. А в июле 1930 года латыши передали полякам подозреваемого в кражах Я.Дроздовского, который скрывался у своих знакомых в приграничном хуторе на территории Латвии.

Драматическая ситуация на латвийско-польской границе развернулась в сентябре 1939 года. 1 сентября Германия напала на Польшу, а 17 сентября с вотока в страну вторглись советские войска. В тот же день, 17 сентября, было прервано железнодорожное сообщение между двумя странами. Латвийский историк, профессор Сомс, писал: «Когда Красная армия пошла на Польшу, одним из путей спасения стала граница с Латвией. Историки подсчитали, что с 17 до 20 сентября была возможность уйти. Примерно 1500 военных, из них около 140 офицеров, направились в сторону Даугавпилса. И ещё гражданское население».

Накануне, 7 сентября 1939 года, МВД Латвии издало приказ об усилении охраны латвийско-польской границы, куда были переброшены подразделения Айзсаргов (парамилитарная организация). А после вторжения в Польшу Красной армии, охрану латвийско-польской границы переняли пехотные и кавалерийские подразделения Латвийской армии. В район ж/д станции Земгале было стянуто много пехоты и кавлерии, а весь приграничный район закрыт для гражданских лиц. С польской стороны, с августа по 17 сентября 1939 года, участок границы с Латвией охраняли военнослужащие батальона Народной Обороны "Поставы" (ON Postawy), которым командовал капитан Юзэф Цадэр. Личный состав батальона был укомплектован жителями Поставщины.

Когда Красная армия вторглась в Польшу, граница с Латвией стала одним из путей спасения для польских военных и гражданских лиц. Переходившие в Латвию 17-20 сентября служащие Войска Польского и полицейские отдавали оружие, боеприпасы и аммуницию. В зале ожидания станции Земгале (Zemgale lat.) за несколькими столиками сидели латвийские военные, которые записывали их персональные данные. Затем интернированных поляков отвозили на пассажирском поезде в Даугавпилс. Отношение к польским военнослужащим и полицейским со стороны латвийской стороны было предельно дружелюбным и уважительным.

О переходе польско-латвийской границы сохранились воспоминания командира отделения связи штаба пограничного полка Глубокое (Głębokie), сержанта Мариана Завило, который писал: «Закат солнца. Мы наблюдаем последний закат солнца на польской земле. В глазах наворачиваются слёзы а в голову лезут разные грустные мысли. Когда вернёмся? Дай Бог, чтобы как можно быстрее. А в том, что мы обязательно вернёмся, в этом никто не сомневается ни на минуту. [...].На рассвете приближаемся к Турмонтам со стороны Браслава. На эту дорогу мы вышли с боковой, полевой дороги. Турмонт. Начинает светать. По дороге ходят патрули гражданской стражи с бело-красными повязками на рукавах, вооружённые револьверами и какими то саблями

5 часов утра 20 сентября 1939 года, среда. У пограничного перехода латышские солдаты поторапливают нас, чтобы мы шли быстрее. Проходим мимо пограничных столбов, через железнодорожные пути. Здесь уже лежит куча карабинов, штыков, револьверов и ящиков с патронами. Я иду первым из нашего подразделения, отдаю латышскому солдату 2 револьвера, 100 патронов, бинокль и отхожу в сторону, за пути. Для меня это очень тяжёлая минута расставания с оружием, с Родиной, с Отечеством. Слёзы текут из глаз...».

Согласно докладу латвийской разведки, на польскую пограничную железнодорожную станцию Турмонт части Красной армии вошли 22 сентября 1939 года в 19 часов 40 минут и сразу же вывесили там советский флаг. На этом история латвийско-польской границы завершилась; она стала латвийско-советской. В 1940 году через неё уже в Латвию входили колонны оккупационных советских войск. Но это уже другая история.

Использованные источники:

  • Е.Jekabsons, Granica łotewsko-polska w latach 1919–1939.
  • Marian Zawiło, рamiętnik.
  • Довоенные польские газеты "Słowo" и "Kurjer Wileński". 
  • Другие материалы из интернета на данную тему.

 

Латвийско-польская граница. Вид со стороны Латвии на польскую пограничную станцию Турмонт (Turmont). Фото около 1930 года. Из "Muzeum Fotografii w Krakowie MuFo".

Занятия (учения) членов железнодорожной военной подготовки (Kolejowe Przysposobienie Wojskowe) и пожарных на польской пограничной ж/д станции Турмонт. (теперь Turmantas lit.). 1933 год. Фото из CAW.
Латвийская пограничная железнодорожная станция Земгале (Zemgale). 30-е годы ХХ века. Фото из Википедии.



Комментариев нет:

Отправить комментарий