Советские военные топографы |
Сохранились воспоминания бойца 16-го топогеодезического отряда Анатолия Хаеша, который писал: «…В октябре 1940 года призвали в армию пять Великолучан (Псковская обл. авт.), в том числе и нас двоих (Анатолия Хаеша и Михаила Шейдина. авт.). Из пяти новобранцев мы двое были со средним образованием, остальные окончили семилетку. Нам объявили, что зачисляемся в военно-топографический отряд. [...] Пришёл приказ, по которому нас под командой сержанта направили к месту дислокации отряда в Поставы, Вилейской области (ранее Польша). Там обмундировали и поселили на окраине города в здании гмины (нечто вроде нашего исполкома). Рядовых в отряде было человек 30, из них первогодков около двадцати. Примерно такое же соотношение призванных из Ржева.
Мы считались отдельной частью – 16-м взводом ВТО. Командир – майор В.Зуев, начальник штаба – тоже майор. В части было много сержантов-техников, офицерский состав – инженеры, взятые из резерва. Вся местность картографировалась заново. Велась её аэросъёмка и картографическая съёмка. Результаты сверялись и изготавливались карты. Лето работали на местности, но нам это плохо давалось, зимой учились в классах. Проходили курс молодого бойца. Иногда нас приглашал командир. Он сверял аэросъёмку с топографической, а мы, по его указанию, записывали: квадрат такой-то, исправить то-то, следующий квадрат – то-то. Готовили из нас топографов. Но мы с Мишей отказались, так как хотели отслужить положенные три года и поступить в институт. В основном несли караульную службу. Стояли на посту у входа в здание или охраняли склады отряда. [...]».
Начало войны, 22.06.1941 г., отряд встретил на полевых работах в приграничной полосе литовского участка советско-германской границы. Связь со штабом Западного Особого военного округа прервалась. Части Красной армии в панике отступали на восток. Большинство посыльных, посланных в отделения с приказом прекратить все работы и двигаться в г. Поставы, пропали без вести. Около полуночи с 22 на 23 июня 1941 года штабные работники, вместе с немногими прибывшими топографами, на автомобилях убыли в г. Поставы, где планировалось собрать весь отряд и отмобилизоваться.
В 15 часов 23 июня колонна автомобилей отряда прибыла в г.Поставы, но уже вечером, в 22 часа, начальник гарнизона (полковник Тимофеев) приказал немедленно эвакуироваться из города в направлении Полоцка.
12 июля 1941 г. командир отряда майор В. Зуев докладывал начальнику ВТУ ГШ о событиях тех дней: «На машины погружены: начсостав и младший начсостав – 18 человек, красноармейцев – 43, семьи начсостава – 45, вольнонаемные и их семьи – 37, семьи 21-го топографического отряда – 5, сын пограничника – 1. Всего 149 человек. 2. Штабная документация. 3. Оружие: винтовок – 105 штук, револьверов – 18 штук. 4. Инструменты: кипрегели – 6 штук, мензулы – 6, треног – 6, теодолит – 1 (находящихся в штабе отряда). 5. Вещевое имущество. Взяли только новые сапоги, а обмундирование взято не было. Остальное имущество и все личные вещи командиров остались в складах».
24 июня 1941 года остатки отряда прибыли в Полоцк, а 25 июня в Витебск. Здесь же собирались отставшие военные топографы, красноармейцы и члены семей начсостава, которым удалось вырваться из района боевых действий. В период с 25 по 27 июня семьи начсостава отряда были эвакуированы вглубь СССР.
Комментариев нет:
Отправить комментарий