На сайте Национального Академического Большого Театра Балета Республики Беларусь говорится, что «...история профессионального балета на территории Беларуси берет своё начало с середины XVIII века. Первые балетные коллективы и балетные школы возникли в Слуцке и Несвиже — центрах владений князей Радзивиллов. Там же были образованы и первые школы для крепостных танцовщиков...».
Если c трактовкой истории белорусского балета всё более или менее понятно, то вот о том, что польский профессиональный балет тоже зародился на территории, которая сегодня входит в состав Беларуси (тогда ВКЛ), знают далеко не все.
В некоторых книгах, на интернет-сайтах и в рекламных туристических буклетах посвящённых Поставам, иногда вскользь упоминается музыкально-театральная школа Антония Тызенгауза, которая функционировала в местечке в конце XVIII века. Дескать, была такая, и всё. Почти никаких подробностей, как правило, не приводится. А между тем именно Поставы являются родиной и колыбелью польского профессионального балета, который зародился в стенах школы А.Тызенгауза. Этой публикацией я надеюсь отчасти восполнить существующий информационный пробел.
История Поставской музыкально-театральной школы неразрывно связана с графом Антонием Тызенгаузом, известным политическим деятелем ВКЛ, реформатором и администратором Станиславовской эпохи. В 1769 году граф основал в Гродно свой театр. Первые оперы и комедии придворная труппа представила публике в 1770 г. в концертном зале его Гродненского дворца. А в 1774 году А.Тызенгауз, занимавший в то время должность Гродненского старосты и управляющего королевскими экономиями в Литве, основал в городе свою музыкально-театральную школу. Для поиска талантливых преподавателей, музыкантов, певцов и хореографов, он отправил в Европу капельмейстера и скрипача Леона Ситаньского. В качестве учеников в школу набирали способных крестьянских детей из окрестных деревень, зачастую насильно, вопреки воле их родителей.
В связи с отстранением от государственной службы, в октябре 1781 года А.Тызенгауз перевёл свою музыкально-театральную школу из Гродно в Поставы. К тому времени принадлежавшее ему местечко преобразилось до неузнаваемости. Центр Постав был перестроен по проекту итальянских архитекторов Дж. Сакко и К.Спампани, которые по заказу графа развернули здесь большую градостроительную деятельность. Был возведён архитектурный ансамбль центральной части города, построены мануфактуры по производству сукна, бумаги и шляп, маслобойня, лесопилка, мельница, кожевенный завод и каретная мастерская. Появился дворцовый комплекс. В 1775 году была открыта светская публичная школа. Стараниями графа Поставы превратились в сияющий на всю округу центр культуры, просвещения и промышленного производства. Даже по прошествии нескольких десятков лет Поставы оставались одним из красивейших местечек на Виленщине. В 1836 году родственница Тызенгаузов, писательница Габриэла Пузына, побывав здесь, написала: «Если бы меня спросили, где на земле есть счастье, ответила бы, что оно есть в Поставах...».
Руководителем Поставской музыкально-театральной школы был упоминавшийся выше Леон Ситаньский. Школа состояла из музыкального, театрального и балетного классов. Балетный класс начал активно функционировать только в 1782 году, когда в Поставы прибыл известный французский актёр, педагог и хореограф XVIII века François Gabriel Le Doux, который был учеником самого Гоэтано Верстриса, великого актёра, мима и мастера танца.
О системе обучения в школе сегодня мы можем узнать из сохранившегося документа, который называется (в переводе с польского) «Табель ежедневных занятий и игр для театральных детей обоих полов, и особенно для обучающихся музыке в классах, для каждого отдельно в 16-ти разделах по 16 часов».
Таким образом, в Поставах в 1781 году появилась школа, аналогов которой тогда не было во всей Речи Посполитой. В ней крестьянские дети получали профессиональное образование очень высокого уровня. Антони Тызенгауз, как один из просвещеннейших людей своей эпохи, хотел иметь собственных образованных артистов, которые должны были уметь не только танцевать, но и знать иностранные языки (французский, итальянский), писать, читать тексты и ноты, а так же играть на разных музыкальных инструментах.
Сохранился список учеников театрально-музыкальной школы за 1781-1785 годы, который называется «Каталог детворы обоих полов» (Katalog obojej płci dziatwy).
Девочки:
• Марианна Малиньская
• Аполония Даревская
• Магдалена Карницкая
• Дорота Пекарская
• Катажина Слодовская
• Марианна Адамович
• Марианна Циклиньская
• Аполония Хольницкая
• Дорота Петрушевская
• Розалия Лавциньская
• Анна Дыминьская
• Зофья Макарская
• Пракседа Грабская
• Магдалена Ружицкая
• Зофья Квециньская
• Агата Войцеховская
Мальчики:
• Михал Рыминьский
• Адам Бжезиньский
• Анджей Кухальский
• Ежи Валиньский
• Мацией Гомбиньский
• Филипп Марчиньский
• Максимилиан Хвалиньский
• Юзэф Хмелевский
• Стэфан Глинковский
• Тадэуш Бжэзьницкий
• Миколай Сокальский
• Михал Ханицкий
• Анджей Садковский
• Теодор Рохацкий
Возможно, что некоторых учеников А.Тызенгауз привёз из Гродно, но большинство были набраны на месте, в Поставах и окрестностях, в принадлежавших графу деревнях. В пользу этой версии говорит тот факт, что когда в 1780 году Тызенгауз был уволен с государственной службы, то воспитанников своей Гродненской балетной труппы он передал в аренду антрепренёру Народного Театра М. Бизэсти. С этими детьми впоследствии занимался итальянский танцор из Болоньи Кассимо Морелли. Известно, что в январе и феврале 1784 года Морелли три раза демонстрировал Варшавской публике балет, в котором танцевали бывшие подопечные Тызенгауза.
Если c трактовкой истории белорусского балета всё более или менее понятно, то вот о том, что польский профессиональный балет тоже зародился на территории, которая сегодня входит в состав Беларуси (тогда ВКЛ), знают далеко не все.
В некоторых книгах, на интернет-сайтах и в рекламных туристических буклетах посвящённых Поставам, иногда вскользь упоминается музыкально-театральная школа Антония Тызенгауза, которая функционировала в местечке в конце XVIII века. Дескать, была такая, и всё. Почти никаких подробностей, как правило, не приводится. А между тем именно Поставы являются родиной и колыбелью польского профессионального балета, который зародился в стенах школы А.Тызенгауза. Этой публикацией я надеюсь отчасти восполнить существующий информационный пробел.
История Поставской музыкально-театральной школы неразрывно связана с графом Антонием Тызенгаузом, известным политическим деятелем ВКЛ, реформатором и администратором Станиславовской эпохи. В 1769 году граф основал в Гродно свой театр. Первые оперы и комедии придворная труппа представила публике в 1770 г. в концертном зале его Гродненского дворца. А в 1774 году А.Тызенгауз, занимавший в то время должность Гродненского старосты и управляющего королевскими экономиями в Литве, основал в городе свою музыкально-театральную школу. Для поиска талантливых преподавателей, музыкантов, певцов и хореографов, он отправил в Европу капельмейстера и скрипача Леона Ситаньского. В качестве учеников в школу набирали способных крестьянских детей из окрестных деревень, зачастую насильно, вопреки воле их родителей.
В связи с отстранением от государственной службы, в октябре 1781 года А.Тызенгауз перевёл свою музыкально-театральную школу из Гродно в Поставы. К тому времени принадлежавшее ему местечко преобразилось до неузнаваемости. Центр Постав был перестроен по проекту итальянских архитекторов Дж. Сакко и К.Спампани, которые по заказу графа развернули здесь большую градостроительную деятельность. Был возведён архитектурный ансамбль центральной части города, построены мануфактуры по производству сукна, бумаги и шляп, маслобойня, лесопилка, мельница, кожевенный завод и каретная мастерская. Появился дворцовый комплекс. В 1775 году была открыта светская публичная школа. Стараниями графа Поставы превратились в сияющий на всю округу центр культуры, просвещения и промышленного производства. Даже по прошествии нескольких десятков лет Поставы оставались одним из красивейших местечек на Виленщине. В 1836 году родственница Тызенгаузов, писательница Габриэла Пузына, побывав здесь, написала: «Если бы меня спросили, где на земле есть счастье, ответила бы, что оно есть в Поставах...».
Руководителем Поставской музыкально-театральной школы был упоминавшийся выше Леон Ситаньский. Школа состояла из музыкального, театрального и балетного классов. Балетный класс начал активно функционировать только в 1782 году, когда в Поставы прибыл известный французский актёр, педагог и хореограф XVIII века François Gabriel Le Doux, который был учеником самого Гоэтано Верстриса, великого актёра, мима и мастера танца.
О системе обучения в школе сегодня мы можем узнать из сохранившегося документа, который называется (в переводе с польского) «Табель ежедневных занятий и игр для театральных детей обоих полов, и особенно для обучающихся музыке в классах, для каждого отдельно в 16-ти разделах по 16 часов».
Таким образом, в Поставах в 1781 году появилась школа, аналогов которой тогда не было во всей Речи Посполитой. В ней крестьянские дети получали профессиональное образование очень высокого уровня. Антони Тызенгауз, как один из просвещеннейших людей своей эпохи, хотел иметь собственных образованных артистов, которые должны были уметь не только танцевать, но и знать иностранные языки (французский, итальянский), писать, читать тексты и ноты, а так же играть на разных музыкальных инструментах.
Сохранился список учеников театрально-музыкальной школы за 1781-1785 годы, который называется «Каталог детворы обоих полов» (Katalog obojej płci dziatwy).
Девочки:
• Марианна Малиньская
• Аполония Даревская
• Магдалена Карницкая
• Дорота Пекарская
• Катажина Слодовская
• Марианна Адамович
• Марианна Циклиньская
• Аполония Хольницкая
• Дорота Петрушевская
• Розалия Лавциньская
• Анна Дыминьская
• Зофья Макарская
• Пракседа Грабская
• Магдалена Ружицкая
• Зофья Квециньская
• Агата Войцеховская
Мальчики:
• Михал Рыминьский
• Адам Бжезиньский
• Анджей Кухальский
• Ежи Валиньский
• Мацией Гомбиньский
• Филипп Марчиньский
• Максимилиан Хвалиньский
• Юзэф Хмелевский
• Стэфан Глинковский
• Тадэуш Бжэзьницкий
• Миколай Сокальский
• Михал Ханицкий
• Анджей Садковский
• Теодор Рохацкий
Возможно, что некоторых учеников А.Тызенгауз привёз из Гродно, но большинство были набраны на месте, в Поставах и окрестностях, в принадлежавших графу деревнях. В пользу этой версии говорит тот факт, что когда в 1780 году Тызенгауз был уволен с государственной службы, то воспитанников своей Гродненской балетной труппы он передал в аренду антрепренёру Народного Театра М. Бизэсти. С этими детьми впоследствии занимался итальянский танцор из Болоньи Кассимо Морелли. Известно, что в январе и феврале 1784 года Морелли три раза демонстрировал Варшавской публике балет, в котором танцевали бывшие подопечные Тызенгауза.
Также в подтверждение моей версии о том, что ученики и ученицы театрально-музыкальной школы были местными, говорит письмо из Польши, полученное мной некоторое время тому назад. Его автор написал мне: "В Поставах около 1765 года родился мой прапрадедушка Ежи Валиньски, ученик балетной школы Тызенгауза и один из членов коллектива балетной труппы короля Станислава Августа Понятовского".
Все воспитанники Поставской школы были поделены на три класса (группы). В нижайшем третьем классе учились мальчики и девочки в возрасте 8-10 лет. Во втором классе 11-14 лет. В первый, старший класс, отбирали самых талантливых учеников в возрасте 14-18 лет. Для всех возрастных групп занятия по балету длились 5-6 часов ежедневно. Во втором и третьем классах по 2 часа ежедневно отводились на занятия письмом и иностранными языками, а в 1-м классе была ещё и арифметика.
Кроме этого девочки должны были овладеть мастерством игры на клавесине, а мальчики на скрипке, виолончели и альте. На это в расписании предусматривался один час ежедневно в младших классах, и по 5 часов в старших. Ещё мальчиков старшей группы обучали различным бытовым ремёслам а девочек рукоделию, и по 1-му часу во втором и третьем классах занимались рисованием. Учащиеся младших классов должны были заниматься по 12 часов ежедневно, а в старших по 15 часов.
Воспитатели поднимали детей в 5 часов утра, а спать укладывали в 21 час. Перед сном полагалась часовая прогулка на свежем воздухе. Три часа в течение суток отводились на приём пищи. Девочек и мальчиков обучали отдельно. Практиковалось так же, что ученики старшего класса проводили занятия с младшими. Например, Михал Рыминьский, ученик старшего класса, позже ставший великим танцором польского балета, проводил уроки танца с ученицами младших классов, в том числе и с Пракседой Грабской, которая позже будет блистать на сцене и станет знаменитой балериной.
За соблюдением распорядка дня в школе строго следили воспитатели. Муштру по 12-15 часов в сутки могли выдержать не все воспитанники. Известны даже случаи заболеваний детей, но А.Тызенгауз не делал никаких поблажек и требовал неукоснительного соблюдения учебной программы и распорядка, что со временем начало приносить свои плоды. Уже в 1784 году Леон Ситаньский с большим удовлетворением информировал графа, что «в балете наблюдается прогресс». François Gabriel Le Doux со своими воспитанниками приготовил «Балет вод, или купель Дианы», драматический сюжет которого был заимствован из античной мифологии. Это был первый в истории Поставских танцоров балет, поставленный во дворце Антония Тызенгауза.
О том, что Le Doux полностью оправдал ожидания графа и успешно справился с возложенными на него обязанностями, свидетельствует тот факт, что через год, 24 сентября 1785 года, коллектив из Постав дебютировал на Варшавской сцене. На суд публики был представлен балет «Hylas i Sylwia», либретто которого было взято из пастушеской комедии, основанной на «Буре» Шекспира. Музыку написал композитор G. Gösser. Дебют на столичной сцене прошёл с триумфом. Воспитанники Поставской школы дали несколько концертов на сценах «Театра публичного» и «Королевского театра» в Лазенках.
На 31.03.1785г. балетная труппа состояла из 33-х человек: 17 взрослых в возрасте 16-21 лет, а так же 16 детей в возрасте 10-15 лет. В июне 1785 года, после смерти А.Тызенгауза, на основании его завещания труппа была передана королю. Станислав Август Понятовский распорядился оставить коллектив в Варшаве, поручив Le Douxu продолжать руководить «народными танцорами». Помогал ему в этом Daniel Curz.
В те годы на польской балетной сцене блистали упоминавшиеся уже Михал Рыминьский и Пракседа Грабская, а так же Марианна Малиньская, Дорота Ситаньская, Адам Бжезиньский и Стэфан Хольницкий – все они были самыми способными танцорами, подготовленными в музыкально-театральной школе А.Тызенгауза. Коллектив оставался собственностью Станислава Августа до самой его смерти в 1798 году.
На официальном сайте Польского «Большого Театра» (Teatr Wielki), в разделе «Nasza historia» говорится: «В 1785 году король Станислав Август взял под своё покровительство труппу частных танцоров, ранее подготовленную в Литве (в Поставах), во владениях графа Антония Тызенгауза. Эта был первый профессиональный польский коллектив, известный как «Народные танцоры Его Королеской Милости», положивший начало польскому балету. Руководили этим коллективом François Gabriel Le Doux из Парижа и Daniel Curz из Венеции, которых по праву можно считать «отцами» Польского балета».
Таким образом, Поставы являются родиной Польского профессионального балета. И хотя первые балетные представления состоялись при дворе короля ещё в первой половине XVII века, однако участие в них тогда принимали исключительно заграничные танцоры. Именно у нас, в Поставах, был подготовлен первый отечественный коллектив, с большим успехом выступавший впоследствии на профессиональной сцене. Такова малоизвестная страничка истории.
При подготовке статьи использованы:
• Официальный сайт Национального Академического Большого Театра Балета Республики Беларусь.
• Официальный сайт Польского Большого Театра.
• Книга Божены Лоек-Мамонтович: «Tancerze króla Stanisława Augusta 1774-1798: Początki polskiego baletu».
• Статья Инесс Тодрик в Интернет-издани союза поляков Беларуси «Głos znad Niemna».
Все воспитанники Поставской школы были поделены на три класса (группы). В нижайшем третьем классе учились мальчики и девочки в возрасте 8-10 лет. Во втором классе 11-14 лет. В первый, старший класс, отбирали самых талантливых учеников в возрасте 14-18 лет. Для всех возрастных групп занятия по балету длились 5-6 часов ежедневно. Во втором и третьем классах по 2 часа ежедневно отводились на занятия письмом и иностранными языками, а в 1-м классе была ещё и арифметика.
Кроме этого девочки должны были овладеть мастерством игры на клавесине, а мальчики на скрипке, виолончели и альте. На это в расписании предусматривался один час ежедневно в младших классах, и по 5 часов в старших. Ещё мальчиков старшей группы обучали различным бытовым ремёслам а девочек рукоделию, и по 1-му часу во втором и третьем классах занимались рисованием. Учащиеся младших классов должны были заниматься по 12 часов ежедневно, а в старших по 15 часов.
Воспитатели поднимали детей в 5 часов утра, а спать укладывали в 21 час. Перед сном полагалась часовая прогулка на свежем воздухе. Три часа в течение суток отводились на приём пищи. Девочек и мальчиков обучали отдельно. Практиковалось так же, что ученики старшего класса проводили занятия с младшими. Например, Михал Рыминьский, ученик старшего класса, позже ставший великим танцором польского балета, проводил уроки танца с ученицами младших классов, в том числе и с Пракседой Грабской, которая позже будет блистать на сцене и станет знаменитой балериной.
За соблюдением распорядка дня в школе строго следили воспитатели. Муштру по 12-15 часов в сутки могли выдержать не все воспитанники. Известны даже случаи заболеваний детей, но А.Тызенгауз не делал никаких поблажек и требовал неукоснительного соблюдения учебной программы и распорядка, что со временем начало приносить свои плоды. Уже в 1784 году Леон Ситаньский с большим удовлетворением информировал графа, что «в балете наблюдается прогресс». François Gabriel Le Doux со своими воспитанниками приготовил «Балет вод, или купель Дианы», драматический сюжет которого был заимствован из античной мифологии. Это был первый в истории Поставских танцоров балет, поставленный во дворце Антония Тызенгауза.
О том, что Le Doux полностью оправдал ожидания графа и успешно справился с возложенными на него обязанностями, свидетельствует тот факт, что через год, 24 сентября 1785 года, коллектив из Постав дебютировал на Варшавской сцене. На суд публики был представлен балет «Hylas i Sylwia», либретто которого было взято из пастушеской комедии, основанной на «Буре» Шекспира. Музыку написал композитор G. Gösser. Дебют на столичной сцене прошёл с триумфом. Воспитанники Поставской школы дали несколько концертов на сценах «Театра публичного» и «Королевского театра» в Лазенках.
На 31.03.1785г. балетная труппа состояла из 33-х человек: 17 взрослых в возрасте 16-21 лет, а так же 16 детей в возрасте 10-15 лет. В июне 1785 года, после смерти А.Тызенгауза, на основании его завещания труппа была передана королю. Станислав Август Понятовский распорядился оставить коллектив в Варшаве, поручив Le Douxu продолжать руководить «народными танцорами». Помогал ему в этом Daniel Curz.
В те годы на польской балетной сцене блистали упоминавшиеся уже Михал Рыминьский и Пракседа Грабская, а так же Марианна Малиньская, Дорота Ситаньская, Адам Бжезиньский и Стэфан Хольницкий – все они были самыми способными танцорами, подготовленными в музыкально-театральной школе А.Тызенгауза. Коллектив оставался собственностью Станислава Августа до самой его смерти в 1798 году.
На официальном сайте Польского «Большого Театра» (Teatr Wielki), в разделе «Nasza historia» говорится: «В 1785 году король Станислав Август взял под своё покровительство труппу частных танцоров, ранее подготовленную в Литве (в Поставах), во владениях графа Антония Тызенгауза. Эта был первый профессиональный польский коллектив, известный как «Народные танцоры Его Королеской Милости», положивший начало польскому балету. Руководили этим коллективом François Gabriel Le Doux из Парижа и Daniel Curz из Венеции, которых по праву можно считать «отцами» Польского балета».
Таким образом, Поставы являются родиной Польского профессионального балета. И хотя первые балетные представления состоялись при дворе короля ещё в первой половине XVII века, однако участие в них тогда принимали исключительно заграничные танцоры. Именно у нас, в Поставах, был подготовлен первый отечественный коллектив, с большим успехом выступавший впоследствии на профессиональной сцене. Такова малоизвестная страничка истории.
При подготовке статьи использованы:
• Официальный сайт Национального Академического Большого Театра Балета Республики Беларусь.
• Официальный сайт Польского Большого Театра.
• Книга Божены Лоек-Мамонтович: «Tancerze króla Stanisława Augusta 1774-1798: Początki polskiego baletu».
• Статья Инесс Тодрик в Интернет-издани союза поляков Беларуси «Głos znad Niemna».
- Статья впервые была опубликована в моём блоге на сайте "Westki info" 08.07.2013г.
Михал Рыминьский, Дорота Ситаньская и другие народные танцоры Его Королевской Милости. 1790 г. |
Рескрипт Станислава Августа о создании первого профессионального коллектива "Народных танцоров" (1785г.). |
Дворец графа А.Тызенгауза в Поставах (старинная гравюра). |
Комментариев нет:
Отправить комментарий