9.01.2014

Из Вильно в Поставы на автобусе

Регулярное автобусное сообщение на территории бывшего Виленского воеводства появилось в 1928 году, хотя отдельные автобусные маршруты существовали и до этого. В том же 1928 году в Вильно на площади Е.Ожешковой началось строительство автостанции.

Первое расписание движения автобусов между Вильно и другими населёнными пунктами воеводского центра выглядело следующим образом:
  • Вильно – Свирь – Мядель – Кобыльник – Поставы. Отправление из Вильно в 15,15. 16,30. 17,30 и 18,45.
  • Вильно – Мейшагола – Подбродье: 8,30. 9,15. 16,30. 17,00. 17,30.
  • Вильно – Троки: 7,30. 9,00.
  • Вильно – Новая Вилейка: с 7,00 до 21,00 ежечасно.
  • Вильно – Олкеники:19,00.
  • Вильно – Ошмяны – Сморгонь – Вилейка: 6,00. 16,00. 17,00.
  • Вильно – Ерозолимка: 6,50. 15,30. 22,00.
  • Вильно – Неменчин: 5,15. 6,45. 7,30. 8,30. 10,45. 12,30. 14,00. 15,00. 16,00. 17,00. 18,45. 19,45.
  • Вильно – Ошмяна – Ольшаны: 6,00. 7,17. 16,30. 17,30. 18,00. 18,30.19,00. 19,30.
  • Вильно – Яшуны – Тургеле – Таборишки: 16,30 и 18,30 (грузовик с лавками).
Со 2 июня 1936 года расписание движения автобусов на линии Вильно-Глубокое через Поставы выглядело так:
  • Отъезд из Вильно в 16.00
  • Из Кобыльника в 19.00
  • Из Постав в 20.00
  • Из Лучая в 20.45
  • Из Дунилович в 21.10
  • Приезд в Глубокое в 22.30.
  • Отъезд из Глубокого в 2.30
  • Из Дунилович в 3.50
  • Из Лучая в 4.15.
  • Из Постав в 5.00
  • Из Кобыльника в 6.00
  • Приезд в Вильно в 9 часов утра
Рейсовые автобусы нередко попадали в дорожно-транспортные происшествия (ДТП). 3 июля 1929 года вблизи местечка Турец, между Миром и Столпцами (Новогрудское воеводство) перевернулся пассажирский автобус, в результате чего 8 человек получили телесные повреждения. Как установила полиция, виновником ДТП оказался водитель автобуса, который управлял транспортным средством в нетрезвом виде.

26 августа 1929 года на пути из Вильно в Олкеники перевернулся рейсовый автобус марки "Студебекер", принадлежавший предпринимателю Ваньковичу. В результате этого ДТП несколько человек получили ранения. На место происшествия прибыл комендант полиции Виленско-Трокского повета и следственная группа. Как показал первичный опрос очевидцев, накануне происшествия хозяин автобуса отстранил водителя от управления и сам сел за руль, чтобы, как он сказал "прокатиться". При этом, как выяснилось, Ванькович не имел удостоверения на управление транспортным средством. В результате горе-водитель не справился с управлением, съехал в канаву и автобус перевернулся. Пострадавшие пассажиры доставлены в одну из больниц г. Вильно.

В № 291 за 1930 год Виленская газета "Słowo"сообщала, что 17 декабря в 15 часов 48 минут на участке ж/д пути между ст. Волковыск-Центральная и Волковыск (Белостокское воеводство) произошла страшная катастрофа. Поезд пригородного сообщения № 2132 столкнулся на переезде с пассажирским автобусом, в результате чего серьёзно пострадали 17 человек, пассажиров автобуса.

В железнодорожной дирекции корреспонденту газеты рассказали, что пригородный поезд отошёл от станции Волковыск с зажжёнными передними фонарями. Все вагоны также были освещены, поэтому водитель автобуса должен был видеть приближающийся поезд.

Шофёр автобуса пояснил, что он надеялся проскочить через переезд перед приближающимся поездом, поэтому нажал на педаль газа и увеличил скорость. Машинист поезда, увидев автобус, несколько раз подал предупреждающий звуковой сигнал, но, поняв, что столкновения всё же избежать не удастся, стал тормозить. Но так как поезд сразу остановить невозможно, то он продолжил двигаться вперёд по инерции и ударил в заднюю часть пассажирского автобуса.

В результате столкновения получили тяжкие телесные повреждения:
  • Пётр Жук – секретарь окружного суда из Гродно.
  • Яков Клейнер – предприниматель из Вербников.
  • Пётр Плучинник – кондуктор автобуса.
  • Наталия Выбрановская – жена чиновника.
  • Софья Лясота – жена железнодорожника из Волковыска.
  • Берта Курянская – из Волковыска.
  • Эстер Файнштейн – из Белостока.
  • Тереса Корышевская – жена железнодорожного чиновника.
  • Мария Качеренко – из Волковыска 
Ещё 8 пассажиров получили более лёгкие ранения. Все пострадавшие немедленно были доставлены в госпиталь, который находился в 200-х метрах от места трагедии. После оказания первой медицинской помощи, тяжело раненых отправили в санитарном вагоне в Вильно, в железнодорожную больницу на ул. Вильча Лапа, где ими занялись хирурги.

На место происшествия выехала оперативная группа полиции и начальник дистанции движения железной дороги инженер Валицкий. Шофёр автобуса задержан.

Автобусное сообщение на Виленщине в 30-е годы ХХ века активно развивалось, появлялись новые маршруты, увеличивалось количество автобусов. На линии выходили новые, более удобные и вместительные машины. Правда, билеты стоили тогда не дёшево. Например, стоимость проезда от Вильно до Свири в начале 30-х годов составляла 10 злотых, а до Кобыльника (Поставский повет) 12 злотых, поэтому бедные слои населения предпочитали пользоваться железнодорожным транспортом, проезд на котором стоил несколько дешевле.

В сентябре 1939 года, с началом 2-й мировой войны, часть автобусного парка на Виленщине была мобилизована для нужд Польской Армии, часть была захвачена советскими войсками и вывезена в СССР. Прежде чем передать город Литве, осенью 1939 года советские оккупанты его банально разграбили. Как писал в своих воспоминаниях Каетан Рожновский, очевидец тех событий, в советскую Россию «советы» вывозили буквально всё, даже школьные парты и стулья.

После войны часть бывшего Виленского воеводства вошла в состав Литовской, а другая часть в состав Белорусской ССР. Развитие автобусного сообщения в послевоенные годы – это уже совсем другая история.
 
Пассажирский автобус, предположительно марки Polski Fiat, на маршруте Влковыск-Зельва. Автобусы этой марки выпускались по лицензии в Польше в 1937-1939 годах.

Пассажиры выталкивают автобус из снежного заноса. Фото ок. 1935-1939 г.

Групповая фотография у автобуса Вильно-Ошмяны


2 комментария:

  1. Бабушка когда то рассказывала, что автобусный маршрут Вильнюс-Поставы "при поляках" был позже продлён до Глубокого. Правда, весной и осенью, когда дорога раскисала, автобусы ходили только до Постав, потому что там заканчивалась брусчатка.

    ОтветитьУдалить
  2. Да, газета "Kurjer Wileński" писала, что маршрут был продлён до Глубокого с лета 1936 года.

    ОтветитьУдалить