12.01.2015

Остробрамская икона Божией Матери

Икона Матери Божией Остробрамской
В Вильне, в старой части города, рядом с костёлом Св. Терезы, находится святыня, особо почитаемая католиками – Остробрамская (островоротная) икона Божией Матери, называемая также Матерью Божией Милосердия или Королевой Короны Польской (Matka Boska Miłosierdzia, Królowa Korony Polskiej). Икона размещена в каплице (часовне) над воротами, называемыми в народе Острой Брамой (Ostra Brama, польск), т.е. Острыми Воротами.

На Поставщине, которая является неотъемлемой частью исторической Виленщины, пожалуй трудно найти католическую семью, в доме у которой не было бы чудотворного образа Матери Божией Остробрамской. Есть эта икона, передаваемая из поколения в поколение, и в моей семье (см. фото).

Помню, как в конце 60-х годов прошлого века, будучи тогда ещё ребёнком, я с родителями впервые посетил Острую Браму и увидел этот чудотворный образ. Запомнилось, как некоторые верующие на коленях поднимались по ступенькам в часовню. После этого я бывал в Острой Браме много раз, но то, самое первое посещение вместе с родителями (которых давно уже нет в живых) оставило самые яркие впечатления и воспоминания.

Моя бабушка (1900 г. р.) рассказывала, что для её поколения Вильно было святым городом. Паломники шли туда из Постав и окрестных деревень босиком, а обувь, которая стоила дорого, несли в узлах. И только подойдя к городу, обувались. Шли наши дедушки и бабушки в Острую Браму, чтобы помолиться там перед иконой Пресвятой Матери Божией Остробрамской.

О происхождении Остробрамской иконы Матери Божией существует несколько версий. Одна из них гласит, что икона чудесным образом появилась на Острых Воротах 14 апреля 1431 года. По другой версии икона была прислана великому князю литовскому Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом по случаю принятия Ольгердом христианства. Согласно третьей версии образ Божией Матери был привезён из Херсонеса (Корсуни) великим князем Ольгердом в числе военных трофеев. Известно, что в 1341-1373 г. князь совершил несколько успешных походов против крымских татар.

Прямых летописных свидетельств того, когда именно появилась в Вильно эта икона – нет. Однако большинство историков всё же склоняются к версии, что это произошло после победоносного похода на Корсунь в 1363 году. Первоначально икона находилась, по-видимому, в каком то храме, а уже потом её поместили над Острыми Воротами. Есть свидетельство, что в 1431 году образ Богородицы уже находился над воротами.

В 1624 году у самых Острых ворот был основан монастырь отцов кармелитов с костёлом Св. Терезы. Культ массового поклонения иконе начался во время кровопролитной тринадцатилетней войны (1654-1667) с Московией. В 1671 году монахи построили для иконы новую часовню.

Часовня и сама икона сильно пострадали от огня артиллерии в 1794 году во время штурма города русскими войсками. Вот что об этом вспоминал участник тех событий, русский офицер-артиллерист капитан С.Тучков: «Все церкви, колокольни, дома и сады, как по той улице, по которой я шёл, так и в других, заняты были вооружёнными обывателями. Надлежало каждый дом брать штурмом и, таким образом, очищая дорогу продвигаться вперёд. Я не успел пройти и половины улицы, как убили майора, начальствовавшего прикрытием, и трёх капитанов. Большая часть офицеров были или убиты или ранены, отчего егери пришли в замешательство и, оставив меня с пушками на улице, отступили…». [...].

Над воротами была каплица, или небольшая церковь, где находилась чудотворная икона Богородицы, которую поляки особенно боготворят. Каплица сия наполнена была людьми, производившими против нас сильную ружейную пальбу. Я начал тоже отступать, и вынув клинья из-под пушек, дал им полное возвышение, и стрелял в каплицу. Как после оказалось, я нечаянно ядром разбил сию икону. После этого ненависть в поляках ко мне ещё более возгорелась...».

После завершения боевых действий, в том же году, икона была отреставрирована. В 1927 г., во время очередной реставрации, проводившейся профессором Я.Рутковским, под верхним слоем, писанным масляными красками, было выявлено более древнее письмо, писанное темперой, а так же следы известковой грунтовки.

Однако все версии и споры о происхождении иконы представляют интерес скорее исторический. Для молитвенного же почитания вопрос о том, кто и когда написал икону, значения не имеет, так как почитается не творение рук человеческих а Первообраз Той, чей Лик древний иконописец запечатлел на дубовой доске. Богослужения перед Остробрамской иконой совершаются по римско-католическому обряду, но с личной молитвой и поклонением в каплицу приходят и православные.

К популяризации культа Матери Божией Остробрамской причастен также и наш великий поэт Адам Мицкевич, написавший в своём бессмертном «Пане Тадэуше»:

«Panno święta, co Jasnej bronisz Częstochowy
I w Ostrej świecisz Bramie! Ty, co gród zamkowy
Nowogródzki ochraniasz z jego wiernym ludem!...».

По окончании 2-й мировой войны, во время гонений на католическую церковь, на Поставщине произошёл ряд чудес. Моя святой памяти Мама рассказывала, что слышала тогда о нескольких случаях обновления икон. Один такой случай произошёл в д. Дробыши (или где-то рядом) с иконой М. Б. Остробрамской. Народная молва быстро разнесла новость об этом по окрестным деревням. Люди собирались в доме, где произошло чудо, и молились перед обновлённым образом. Другие просто приходили посмотреть из любопытства. Это обеспокоило районные власти. Мама рассказывала, что по району тогда ездил лектор-идеолог от райкома партии, который убеждал людей, что всё это якобы «происки религиозных мракобесов», которые «натирают иконы луком», отчего те и обновляются.

Праздник иконы Матери Божией Остробрамской отмечается в католической церкви 16 ноября.



Комментариев нет:

Отправить комментарий