3.11.2020

Когда зимы были снежными

Рабочие откапывают поезд, Польша, 1929 год
Многометровые сугробы, засыпанные снегом и обездвиженные поезда, полный транспортный паралич и настоящая морозная зима. Так было в двадцатые и тридцатые годы прошлого века в Европе, и в том числе в Польше. Зимы тогда не были предметом для шуток, трескучие морозы и многометровые снежные сугробы представляли реальную угрозу для здоровья и жизни людей, а также для нормального функционирования государства.

Угроза была столь серьёзной, что в Варшаве в 1927 году даже издали многотысячным тиражом 150 страничное учебное пособие по борьбе со снежными заносами и обледенением. Для расчистки дорог нередко приходилось задействовать армию.

Виленская газета "Słowo" в №15 за январь 1927 года писала: "Согласно донесений, поступающих в Виленскую Дирекцию железной дороги, сильные снегопады очень мешают железнодорожному движению. Пути приходится расчищать при помощи снежных плугов. По причине снежных заносов под станцией Лынтупы застрял пассажирский поезд, который простоял без движения 7 часов, после чего в Лынтупы его притащил вспомогательный паровоз".

Та же газета "Słowo" в №40 за 4 февраля 1936 года, писала: "Вчера, во второй половине дня, над Поставским поветом прошла снежная буря. Характерным является и то, что установился сильный мороз. На дорогах почти невозможна коммуникация, так как снежные заносы доходят до нескольких метров в высоту. Поезда с трудом пробиваются сквозь сугробы и прибывают на станции назначения с опозданием на несколько часов"

Морозными и снежными были зимы и в более позднее время. В конце 1960-х и в начале 1970-х годов из-за снежных заносов на дорогах Поставского района, на отдельных маршрутах, по нескольку дней было парализовано движение рейсовых автобусов. Специальные деревянные снегозадерживающие щиты, которые дорожные службы выставляли зимой на открытых участках у дорог, помогали мало. В сильные морозы нередко приходилось отменять занятия в школах, что доставляло радость детям.

Климат постепенно начал меняться в сторону потепления где то в первой половине 80-х годов прошлого века. Надо сказать, что подобные изменения климата случались на нашей планете и раньше. Так, в XIII веке в Англии, Шотландии, в Северной Германии и Польше росли виноградники. А вино, выращенное на склонах шотландских гор, не уступало испанским или итальянским сортам. Этот период климатологи называют "малым климатическим оптимумом". Но в первой половине XIV века на Европу обрушились холода. В 1311 году начались дожди, продолжавшиеся ещё 4 года. Температура воздуха постепенно опустилась значительно ниже обычных показателей. Наступил так называемый "малый ледниковый период", период глобального относительного похолодания, имевший место на Земле, и в Европе в том числе, в течение XIV—XIX веков. Купцы с германских и польских земель тогда нередко ездили в Швецию на санях по льду замёрзшего Балтийского моря.

Сегодня мы переживаем очередной период смены климата. Возможно, что глобальное потепление является всего лишь естественным циклом, просто температурный "маятник" качнулся в другую сторону. Так это или нет, покажет время.

  • Использованы фотографии с сайтов "Wielka Historia" и "Narodowe Archiwum Cyfrowe". 

Пассажирский поезд в снежном плену. Польша, окрестности Львова, 1929-1931г.

Засыпанная снегом деревня на Виленщине. 1932 год



Комментариев нет:

Отправить комментарий