PZL.37 "Łoś" в полёте. Рисунок из интернета |
Его разработка началась в 1934 году под руководством талантливого инженера Ежи Домбровского (см. фото). Для испытаний построили два прототипа, поднявшиеся в воздух в декабре 1936 и ноябре 1937 года. После устранения выявленных в ходе испытаний недостатков, в начале 1938 года были выпущены первые серийные машины. Всего же польская промышленность выпустила к 1 сентябрю 1939 года около 120 самолетов этого типа, нескольких модификаций (А.В.С...).
Экипаж "Лося" состоял из четырех человек. Стрелковое вооружение включало три 7,92-мм пулемета "Виккерс F" на носовой, верхней и нижней подвижных установках, которые, однако, вскоре заменили на более надёжные польские пулемёты PWU обр. 37 г., шутливо прозванные пилотами "szczeniak", то есть "щенок". Бомбовая нагрузка была беспрецедентной для того времени — она достигала 2850 кг, в то время как у средних бомбардировщиков других стран этот параметр не превышал 1000-1500 кг. Максимальная скорость самолёта 445 км. в час, что больше чем у некоторых истребителей той поры. Дальность полета 2600 км., практический потолок 5900-6000 м. По воспоминаниям пилотов, летавших "Лосях", машина была очень лёгкой в управлении, ей можно было управлять буквально двумя пальцами.
На довоенных авиасалонах в Париже и Белграде эта машина произвела фурор, поразив специалистов прежде всего своей скоростью (445 км в час) и бомбовой нагрузкой (более 2,5 тонн). Весной 1939 года был подписан контракт на поставку 10 самолётов этого типа в Югославию. 15 "Лосей" до 1940 года хотела закупить Болгария, которая направила для подготовки в Польшу своих пилотов. Испания заказала 50 машин, но контракт с этой страной был расторгнут из-за начавшейся там гражданской войны и международного эмбарго на поставку вооружения. Изъявили желание закупать польские самолёты Турция и Румыния. А Бельгия, Дания и Финляндия (на пару с Эстонией) вели переговоры о покупке лицензии на производство PZL.37 "Łoś". К моменту нападения нацистской Германии бомбардировщики "Лось" ещё только осваивались польскими пилотами.
Авиаконструктор Ежи Домбровский |
Польское командование, связанное обещанием не бомбить территорию Германии, которое было дано союзникам, не спешило бросать свои лучшие самолеты в бой. Хотя, по некоторым сведениям, первоначально польский Генштаб планировал нанести бомбовый удар по Кёнигсбергу. Первые боевые вылеты "Лоси" выполнили только 4 сентября 1939 года. В тот день 27 бомбардировщиков PZL.37 массированно отработали по немецким механизированным колоннам в районе Радомско-Пётркув. Противнику был нанесён значительный ущерб, но несколько машин не вернулись на свои аэродромы. В последующие две недели "Лоси" действовали небольшими группами по три-четыре машины, летая на бомбардировку наступающих частей вермахта.
Боевые потери компенсировались передачей самолетов из учебных частей, резерва, и из ремонтных мастерских. Последние боевые вылеты "Лосей" состоялись 16 сентября в районах Грубешува, Владимира-Волынского и Влодавы. В последующие два дня уцелевшие машины в количестве 27 штук, ввиду советского вторжения, перелетели в Румынию. Во время боевых действий десять PZL-37 были сбиты немецкими истребителями, пять сбиты вражеской зенитной артиллерией, два взорваны на земле и еще примерно десять машин были потеряны по другим причинам, в том числе один польский PZL.37 был сбит советскими истребителями, но об этом чуть позже.
Перелетевшие в Румынию экипажи были интернированы, а самолеты включены в состав румынских королевских ВВС. Ими вооружили 4-ю бомбардировочную группу. В июле — августе 1941 года румынские "Лоси" бомбили Одессу, Киев и окрестности. В этих боях румынами было потеряно четыре PZL.37. Ещё несколько самолётов румыны потеряли из-за недостаточного опыта пилотов в управлении этой машиной. Осенью 1941 года ввиду нехватки запчастей 4-ю авиагруппу вывели на территорию Румынии, переформировав в учебную. В апреле — мае 1944 года румынским "Лосям" вновь пришлось вступить в бой. Они бомбили советские механизированные колонны, отчаянно пытаясь сдержать их продвижение.
После того как Румыния присоединилась к странам антигитлеровской коалиции, немецкие самолёты 1 сентября 1944 года расстреляли на одном из аэродромов 5 "Лосей", но несколько машин уцелели. Последние из PZL.37 эксплуатировали в Румынских ВВС до начала 1950-х годов, в качестве буксировщиков мишеней.
Несколько польских машин, находившихся в неисправном состоянии, в 1939 году были захвачены немцами и использовались в Люфтваффе (см. фото ниже). Польский "PZL.37", кстати, по всем показателям превосходил немецкие бомбардировщики-штурмовики JU-87, массово использовавшиеся до конца 2-й мировой войны.
13 сентября 1939 года три польских "Лося", сбившись с курса, перелетели на территорию СССР. Полковник Пентюков, начальник 1-го отдела штаба ВВС РККА, докладывал наверх о нарушении воздушной границы польскими самолётами следующее: «13.09.1939 в 16.30 часов в районе Житкович три польских самолёта "Лось" PZL.37 перелетели через нашу границу и углубились на советскую территорию на 130 км. Один из самолётов разбился в районе Василевич (44 км на саверо-восток от Мозыря). Экипаж погиб. Два других польских самолёта были нашими истребителями принуждены к посадке на поле около Давидович. Экипажи не пострадали, а самолёты не повреждены». Советское информационное агентство ТАСС сообщало, что задержано 12 польских лётчиков, а самолёт, разбившийся около Василевич, был сбит огнём советского истребителя.
Таким образом два исправных "Лося", вместе с 12 польскими пилотами, оказались в руках русских. К сожалению, фамилии этих офицеров неизвестны. Скорее всего в 1940 году они разделили печальную судьбу тысяч польских офицеров из Катыни, Старобельска, Осташкова, и из многих других мест массовых казней польских военнопленных.
Польские бомбардировщики PZL.37 вызвали большой интерес у командования советских ВВС и авиаконструкторов. К месту приземления "Лосей" прибыл начальник испытательного отдела института ВВС И.Петров, начальник отдела испытания моторов Г.Печенко, а также лётчики К.Калилец, М.Нухтиков и П.Стефановский. Так как система управления "сохатым" (так их прозвали русские) отличалась от системы управления советскими самолётами, то, опасаясь аварии гидравлики, до Бобруйска советские пилоты летели с выпущенными шасси. Операция по перегону польских самолётов была настолько засекречена, что о ней даже не предупредили штаб ПВО. Над Бобруйском по самолётам с польскими опознавательными знаками открыла огонь зенитная артиллерия. Пилотам с большим трудом удалось уклониться от огня и посадить машины на Бобруйском аэродроме. В Москву вылетели только на следующий день.
Там трофейные PZL.37 осматривали руководители советской авиационной промышленности и ВВС РККА. Посмотреть на чудо польской инженерной мысли захотел даже "отец народов", товарищ Сталин. С октября по декабрь 1939 года советские пилоты выполнили на "Лосях" около сорока испытательных вылетов, по результатам которых констатировали, что самолёт ведёт себя стабильно во всех режимах полёта, а техника управления гораздо проще и удобнее чем на советских самолётах этого класса. Исследователи также заинтересовались более удобной схемой и кинематикой уборки шасси. Отмечалось, что из-за малого диаметра колес шасси полностью убираются, а самолёт обладает хорошей проходимостью даже на мягком грунте. Ещё одной особенностью было размещение всей бомбовой нагрузки во внутренних отсеках, что улучшало аэродинамику машины. Испытания польского бомбардировщика PZL.37 в НИИ ВВС закончились в декабре 1939 года, после чего его следы теряются.
Таким образом, по совокупности лётных и боевых качеств PZL.37 Łoś несомненно относился к лучшим бомбардировщикам начального периода второй мировой войны. Но ВВС Польши, несмотря на героизм и самоотверженность своего личного состава, в сентябре 1939 года по ряду причин были не в силах противостоять на равных Люфтваффе. Однако военно-воздушные силы, потеряв материальную часть, сохранили самое ценное - хорошо подготовленные кадры. И в следующем 1940 году польские летчики вновь вступили в бой с Люфтваффе, правда уже в составе Британских ВВС, где было сформировано около 16 польских истребительных и бомбардировочных дивизионов, один из которых, 303-й, показал лучшие результаты в битве за Англию.
Экипажи и механики PZL.37 "Łoś" у своих машин |
PZL.37 "Łoś" |
PZL.37 "Łoś" на взлёте |
Польский PZL.37 "Łoś" с немецкими опознавательными знаками, на выставке трофейного вооружения в Лейпциге в 1940 году |
Комментариев нет:
Отправить комментарий