Юзэф Кишкурно был коренным поставчанином. Во время "первых советов" работал в должности главного бухгалтера Поставского мясокомбината. 28 сентября 1940 года по сфабрикованному обвинению он был арестован НКВД. Через месяц, после предварительного дознания в Поставах, его отправили этапом в Вилейскую областную следственную тюрьму, известную тем, что там следователи НКВД кулаками и ногами выбивали из заключённых нужные им показания.
После амнистии для поляков, уже находясь в рядах армии генерала Андэрса, Юзэф Кишкурно начал вести дневник, в котором подробно, день за днём, восстановил события, происходившие с ним в 1940-1941 годах. Вот как он описывает там Рождественский Сочельник (Вигилию) 1940 года в одной из камер советской следственной тюрьмы в Вилейке:
Вот и наступила Вигилия, 24 декабря 1940 года. Первая в моей жизни вдали от семьи, и ещё где - в тюрьме. С самого утра у всех заключённых праздничное настроение. Большинство в нашей камере католики, но и иноверцы тоже радуются. Когда стемнело, принесли обычный тюремный ужин - пол литра супа. Все заранее готовились к Празднику, и поэтому сделали кое какие запасы: немного лука и масла, хлеб, сахар. У пана Званского из Дисны было немного белых сухарей. Он разделил их на части, и обойдя камеру, каждому дал по маленькому кусочку, вместо аплатки. Мы стали поздравлять друг друга с праздником и желать как можно быстрее выйти на свободу.
Самые твёрдые сердцем, и те не выдержали, расплакались. Даже такой суровый и угрюмый человек как литовец Жемайтис, и тот проплакал целую ночь. Я поздравлял своих товарищей по несчастью и тоже с трудом сдерживал слёзы. Потом мы потихоньку спели несколько куплетов коленд (колядок) и счастливые легли спать. Перед тем как погрузиться в сон, я помолился и успел подумать о семье (...).
Первый день праздника, 25 декабря. Мы сидим, разговариваем о доме, вспоминаем свои семьи. К сожалению эта идиллия продолжалась недолго. Около 12 часов дня вызвали «с вещами» пана Званского. Ему предстоял этап, то есть отправка в лагерь. Праздничное настроение тут же пропало и уже не вернулось (...).
*Другие воспоминания Ю.Кишкурно см. здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий