1.09.2014

Русская княжна - партизанка Армии Краёвой

Октябрьская революция 1917г. в России вынудила многих представителей дворянского сословия покинуть свою родину. Спасаясь от расстрелов и лагерей, они тысячами бежали из страны. В 1920 году из Москвы, вместе с сыном и маленькой дочерью Лидой, уехала семья князя Львова. Родословная князей Львовых уходит своими корнями в глубокую древность, к роду Рюриковичей. Потомки этого старинного рода проживали в разных местах Российской империи. Наиболее известным, пожалуй, является князь Георгий Львов – общественный и политический деятель, который после февральской революции 1917 года, с марта по июль, был председателем Временного правительства России.

Эмигрировав в Польшу, родители Лидии вскоре осели в местечке Кабыльник, Поставского повeта. Юная княжна приняла и всем сердцем полюбила свою новую родину. В межвоенные годы она закончила Свенцянскую гимназию им. Юзэфа Пилсудского и успешно поступила на юридический факультет Виленского университета им. Короля Стэфана Батория. Вспоминая свою молодость, Лидия, в интервью для «Kurier Wileński» сказала: «Предвоенная Польша никого не выгоняла. Она была доброжелательной к людям разных национальностей…. В Кабыльнике в то время проживали почти одни поляки, но, конечно же, была и еврейская община. Вскоре вся наша семья стала говорить по-польски…».

Во время немецкой оккупации Лидия Львова вступила в отряд Армии Краёвой "Burza" поручика Антония Бужинского, псевдоним «Kmicic», а после его расстрела воевала в составе 5-й Виленской бригады АК, которой командовал человек-легенда Зыгмунт Шэндзеляж «Łupaszko». Княжна была там санитаркой и связной, псевдоним «Lala».

Пятая бригада вела боевые действия на территории Свенцянского, Поставского, и ряда других поветов. Вспоминая то время, Лидия Львова сказала: «Наша бригада была хорошо известна врагам. Мы вели боевые действия, как с немцами, так и с советскими партизанами, пользуясь огромной популярностью среди местных жителей. Ведь АК была призвана охранять жизнь и имущество гражданского населения. Мы защищали всех граждан Польши, жителей Виленщины. Наша бригада была бригадой народной, крестьянской. Служили в ней местные, сельские жители, хлопцы с земли Свенцянской и Поставской, с окрестностей Нарочи и даже Островца. Этим мы отличались, например, от третьей бригады «Szczerbca», которая в основном состояла из молодых Виленчан, студентов высших учебных заведений…».

С приходом Советской армии, в июле 1944 года, часть бригады ушла в центральную Польшу, где продолжила борьбу с марионеточным промосковским коммунистическим режимом. Ушла и княжна. В 1948 году её схватили сотрудники UB. Это польский аналог МГБ-КГБ. К тому времени Лидия Львова уже была офицером, подпоручиком. После так называемого «следствия» её приговорили к пожизненному лишению свободы, но когда умер Сталин, то наступила некоторая «оттепель» и в Польше, и в 1956 году Лидию амнистировали. После освобождения училась, получила диплом археолога, работала в музее. Вышла замуж.

Несколько лет тому назад, в интервью одной газете, обращаясь к жителям бывшего Виленского воеводства, княгиня Львова-Эберле сказала: «Вы должны гордиться тем, что являетесь поляками с Виленщины. Здешние поляки великолепно сдали свой экзамен по патриотизму. Сдали в трудные, полные крови и несправедливости годы войны и оккупации. Не все могли бороться с оружием в руках, но каждый помогал Армии Краёвой (АК) как мог. Любимая Виленская деревня была для нас надёжной опорой, давала укрытие и помощь, всегда можно было на неё рассчитывать. Не было здесь ни предателей, ни людей, которые уклонялись бы от трудной борьбы за свободную Польшу. Я верю, что грядущие поколения не забудут о героической борьбе и правом деле своих предшественников…».

Лидия Львова. Снимок 1943 года
Статья впервые была опубликована 09.12.2011г. в моём блоге на сайте Westki. info

Комментариев нет:

Отправить комментарий